Тайны драгоценных камней

Древняя персидская легенда рассказывает, что благородные камни - творения Сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски созданиям земли, дабы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазны.

Более прозаично их геологическое происхождение - благородные минералы образовались в результате химических процессов, происходивших в период формирования земной коры. Уже в древнейшие времена они служили украшениями, а их блеск и окраска возбуждали удивление и восхищение. У каждой эпохи были свои излюбленные благородные камни. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Семирамида, Клеопатра и другие царицы древних времен обожали жемчуга.

Мода ренесанса и барроко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Туалеты дам и кавалеров эпохи роккоко сверкали бриллиантами. И, наконец, эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов и хризолитов. Ювелиры периода SECESSII делали красивые и оригинальные броши, ожерелья и браслеты, усыпанные красноватыми сердоликами, зеленым "кошачьим глазом" или переливающимися молочно-голубыми блеском лунными камнями (селенитами). Впрочем, выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя. С благородными камнями были связаны разнообразнейшие суеверия и верования. Камень был не только украшением, но и талисманом, приносящим счастье, амулетом, охраняющим от болезней и бед, а иногда и признаком профессии.

Астрологи утверждали, что каждый драгоценный камень принадлежит к определенному знаку Зодиака. Потому-то люди, родившиеся в данном месяце, должны носить кольца с соответствующим камнем. Ношение камня не соответствующего знаку Зодиака, под которым родился его обладатель, может оказать дурное влияние на его судьбу.

Некоторые камни особенно рекомендовались людям определенных профессий: моряков от опасностей морских плаваний охранял изумруд, турмалин был камнем художников, аметист - духовных лиц. Также в различных житейских ситуациях хорошо было обладать подходящим камнем-талисманом.

В эпоху ренесанса новобрачные обменивались кольцами с изумрудами, т. к. эти камни должны были обеспечить постоянное чувство. А лунные камни преодолевали любовные препятствия. Игрокам благоприятствовали александриты, а беременным женщинам - изумруды. Также широко было распространено поверие в лечебные свойства драгоценных камней. В средние века золотых дел мастеру приходилось быть не только ремесленником и купцом, но также иногда и врачом, который в случае надобности умел подобрать для своих клиентов камень, помогающий при различных телесных и духовных недомоганиях.

Еще в XVIII веке польская шляхта, очень любившая богатые наряды и украшения, верила что:

аметист - оберегает от пьянства;
карбункул - примиряет друзей;
хризолит - отгоняет ночные кошмары;
коралл - хранит от молнии;
гранат - веселит сердца;
топаз - усмиряет гнев;
сапфир - защищает женщину от клеветы.

Все это старательно отметил в своем дневнике французский путешественник. Ношение драгоценностей, кроме того, подчинялось правилам хорошего тона. Гранаты, жемчуг, бирюзу считали подходящими для молодых девиц. Незамужней женщине, независимо от возраста, неподобало носить бриллианты. Непрозрачные камни - агат, оникс или хризоберилл - были единственным допустимым украшением траурной одежды.


mail rambler wmj marie bigmir